Станки и обрабатывающие центры |
||
Техническая основа ГПС — это станки и обрабатывающие центры с числовым программным управлением (ЧПУ), промышленные роботы, управляющие устройства на базе мини - и микроЭВМ. Такое гибкое производство формируется на АЗЛК, что поможет заводу менять или совершенствовать базовые модели раз в 3—5 лет. В обеспечении автоматизации и гибкости большая роль принадлежит промышленным роботам. По данным Британской ассоциации к концу 1984 г. во всем мире насчитывалось 98 тыс. роботов, из них 30 тыс. используются в автомобилестроении. Роботы используются при загрузке и выгрузке деталей и заготовок в кузнечном, прессовом и сварочном производствах, окраске наружных и внутренних поверхностей, сборочных операциях, а также в других местах, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда. Комплексное применение промышленных роботов позволяет в среднем увеличить производительность труда в 1,5—2,5 раза. Роботы действуют как технологический комплекс, автоматизирующий определенный производственный участок. Например, на участке точечной сварки кабин автомобиля ЗИЛ-130 работают 14 роботов. На АЗЛК в цехе сборки кузовов применяются 150 роботов. Они распределены между четырьмя участками: 16 роботов сваривают задний пол кузова, 4 приваривают к нему лонжероны, 2 робота справляются со сборкой капота и т.д. Применявшиеся ранее многоэлектродные машины, ставящие одновременно 10—20 сварных точек, производительнее робота, который сваривает последовательно точку за точкой. Но эта машина приспособлена лишь к одной, строго определенной детали. Комплекс из нескольких роботов (сваривающего, перекладывающего, транспортирующего и т.д.) способен быстро перестроиться на сборку и сварку других узлов, изменив программу действия. Темпы роботизации автотракторостроения значительны и в отечественной, и в зарубежной промышленности. Так, если в 1980 г. на заводах "Дженерал моторе" было 485 роботов, то в 1981 г. их уже стало 1200, а к концу 80-х годов их число составит около 14 тыс. |