Организация капиталистического производства |
||
Из американских последователей Тейлора можно назвать Г. Ганта, известного разработкой календарных производственных графиков; К. Паркхорста, описавшего схему организации производства, функциональные органы управления, инструкции персоналу; Ф. Гильберта, известного своими работами в области нормирования труда, К. Кнеппеля, который рассмотрел вопросы практического применения принципов организации производства. Во Франции известны труды А. Файоля, который занимался вопросами управления, сформулировал функции управления предприятием, изложил методы организации предприятий. К функциям управления он относил: технические, коммерческие, финансовые, охраны, счетные, административные. Крупным капиталистом-реформатором в Германии стал В. Ратенау. Он отстаивал идею принудительной специализации предприятий, расширенной до государственных масштабов типизации и стандартизации. Ратенау предложил также нереальную для условий частной собственности идею планирования в капиталистическом хозяйстве. Особое место в организации капиталистического производства занимает система Г. Форда. Ее основу составляет поточная организация, которая была внедрена на автомобильном заводе Г. Форда в США в 20-х годах текущего столетия. Поточные методы работы строились на основе расчленения процессов на мелкие простейшие операции, которые могут выполняться рабочим низкой квалификации. Оборудование включается в поточную линию, и работа совершается в высоком темпе благодаря быстрой передаче объектов труда с помощью конвейера. Так, на заводе Форда время сборки автомобиля сократилось с 12 до 1,5 ч. В 1920 г. Г. Форд довел выпуск автомобилей до 4000 шт. в день, а это сопровождалось снижением себестоимости с 750 до 300 долл. на одно изделие. Система Тейлора и его последователей рассматривала человека только как придаток к машине и доводила его чисто физическое использование до максимума. Однако она не учитывала субъективный, человеческий характер, отношение человека к своему труду, к окружающему коллективу, психологический настрой. Поэтому с 30-х годов в США и других развитых капиталистических странах получает развитие такая наука, как индустриальная социология. Буржуазные социологи разработали теорию "человеческих отношений". Объектом исследования становятся чувства рабочего, мотивы его поведения, настроение, убеждение, моральный климат в коллективе. |
Ускорение научно-технического прогресса |
||
Главное в работе НПО — ускорение научно-технического прогресса в автотракторной промышленности на основе широкого использования новейших достижений науки, техники и организации производства. Основные задачи научно-производственных объединений - создание и внедрение в народное хозяйство новейших высокоэффективных образцов машин и оборудования, материалов и прогрессивных технологических процессов, отвечающих по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и мировой науки и техники. Типажи автомобилей и тракторов. Разработка новых конструкций автомобилей (тракторов) должна исходить из установленного типажа этих машин. Последний представляет собой совокупность моделей и модификаций машин, рекомендуемых к производству для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Перспективный типаж автомобильной и тракторной техники (на 10— 15 лет) разрабатывается головными по видам продукции НИИ (среди них НАМИ, НАТИ, НИКТИД, ВНИИмотопром, ВНИИПП, НИИАЭ и др.). При разработке типажа стремятся выявить и наиболее полно удовлетворить разнообразные потребности отраслей народного хозяйства и групп индивидуальных покупателей с учетом роста объема перевозок, сельскохозяйственных и других работ, характера перевозимых грузов и условий эксплуатации, тенденций изменения основных эксплуатационных показателей, роста благосостояния людей, их запросов и других факторов. В то же время типаж машин должен устранить чрезмерное многообразие продукции на основе методов унификации и учитывать производственные возможности действующих предприятий, их планируемую реконструкцию и углубление специализации, строительство новых предприятий, расширение кооперации с предприятиями зарубежных стран. Автомобили подразделяются по их назначению на транспортные (легковые, автобусы, грузовые, тягачи, специализированные) и специальные (пожарные, автокраны, санитарные и др.). Внутри каждого вида автомобилей выделяется несколько классов в зависимости от какого-либо параметра или конструктивного признака. Таким параметром для грузовых автомобилей служит полная масса транспортного средства, а для легковых — масса неснаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя. |